Новочеркасское электровозостроение

Новочеркасский электровозостроительный завод

Просмотров: 8251Комментарии: 2
НЭВЗ

ООО «Производственная компания „Новочерка́сский электровозострои́тельный завод“» (НЭВЗ) — завод, выпускавший в СССР и выпускающий в России магистральные грузовые и пассажирские электровозы. Созданные на НЭВЗе локомотивы водят составы, перевозящие 80 % всех грузов на электрифицированных железных дорогах России и стран ближнего зарубежья. С поточных линий завода сошло более 15000 локомотивов более чем 40 типов.

Первоначально электровозы в СССР небольшими партиями выпускались московским электромашиностроительным заводом «Динамо», в сотрудничестве с Коломенским паровозостроительным заводом. Однако подлинное развитие отечественное электровозостроение получило после организации в 1946 выпуска электровозов в Новочеркасске. Именно Новочеркасский электровозостроительный завод стал со временем самым мощным в мире заводом по выпуску электровозов.

Новочеркасский завод строился как паровозостроительный. Начата стройка была 8 ноября 1932 в 10 км от Новочеркасска, вблизи хутора Яново. В самом начале строительства воздвигается деревянная арка с надписью «Паровозострой». С большими трудностями начиналась эта огромная стройка в голой степи. Не было жилья для рабочих, транспорта, не хватало рабочей силы. Но несмотря на трудности, «Паровозострой» превращается в одну из крупнейших строек не только на Дону, но и по всей России. В 1934 в степи выросли два первых пятиэтажных дома. Было положено начало новому посёлку паровозостроителей, впоследствии получившему название Соцгород. Завод строился быстрыми темпами. С 1932 по 1936 были построены: инструментальный корпус, модельный цех, часть литейного корпуса и кузнечного цеха, главный корпус и другие объекты.

1 мая 1936 новочеркасцы рапортовали о выпуске первой партии продукции: трёх промышленных узкоколейных паровозов типа 159 (0-4-0). В 1937 завод выпустил уже 70 таких паровозов и приступил к освоению мощных танк-паровозов нормальной колеи типа 9П. Кроме того завод начал выпуск подъёмных кранов для торфоразработок.

В годы войны завод был эвакуирован на Урал, в город Воткинск, и там выпускал самолёты, артиллерийские орудия, ремонтировал танки. Немецкие оккупанты полностью разрушили завод.

После освобождения Новочеркасска в 1943 начались восстановительные работы. 6 ноября 1945 постановлением Совета Народных Комиссаров СССР завод был передан Министерству электротехнической промышленности СССР для организации производства отечественных электровозов.

Завод начал свою деятельность с выпуска шестиосных электровозов постоянного тока ВЛ22м. Первые электровозы были собраны из заделов подготовленных в Коломне и Москве. Первый электровоз был выпущен 7 марта 1947, с 1948 завод приступил к серийному производству. Наряду с выпуском магистральных электровозов, завод в течение 1952—1956 изготовил несколько сот промышленных электровозов, в том числе и на экспорт (в Индию, Болгарию, Корею и другие страны). Для обеспечения возросших грузоперевозок завод создаёт конструкцию нового, более мощного восьмиосного грузового электровоза постоянного тока ВЛ8. Первый опытный электровоз выпущен в 1953. В 1955 изготавливается опытная партия из семи электровозов. С 1956 электровоз НЭВЗ выпускает уже серийно, и его постройка продолжается до 1963. Электровоз ВЛ8-009, выпущенный в марте 1956, стал для завода тысячным электровозом. Одновременно с продолжающимся производством электровозов постоянного тока, Новочеркасский завод в 50-х годах XX века развернул работу по созданию электровозов переменного тока. В 1954 были выпущены первые шестиосные магистральные электровозы НО (Новочеркасский Однофазный), впоследствии получившие обозначение серии ВЛ61. Используя опыт, полученный при постройке и эксплуатации электровозов НО, в 1957 году создан принципиально новый электровоз Н60, впоследствии получивший обозначение серии ВЛ60. В 1958 при НЭВЗе создаётся Научно-исследовательский институт электровозостроения, позднее реорганизованный во Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (ВЭлНИИ). С этого момента создание новых конструкций электровозов и освоение их производства осуществляется в тесном взаимодействии НЭВЗа и ВЭлНИИ.

В период с 1961 по 1975 НЭВЗом совместно с ВЭлНИИ разработаны конструкции и освоено производство нескольких новых типов магистральных электровозов: шестиосные ВЛ60к с пассажирской модификацией ВЛ60пк, восьмиосные ВЛ80к, ВЛ80т, ВЛ80р. Для осуществления перевозок на участках стыкования постоянного и переменного тока выпускается партия электровозов ВЛ82 и ВЛ82м. Кроме того, были разработаны опытные серии электровозов: ВЛ80а и ВЛ86ф — с асинхронными тяговыми двигателями, ВЛ80б — с вентильными тяговыми двигателями, ВЛ80вр — с вентильными двигателями и рекуперативным торможением, ВЛ84.

С 1978 с целью резкого увеличения количества выпускаемых электровозов на заводе проводилась реконструкция. Главная цель реконструкции — выпуск, начиная с 1985 по 470 электровозов ежегодно. При второй очереди реконструкции намечалось построить при заводе обкаточное кольцо, протяжённостью 30 км, а также развить производство электромашин и колёсных пар.

В 1983 изготовлено два опытных двенадцатиосных электровоза переменного тока серии ВЛ85. Для открытых горных разработок НЭВЗ выпускает тяговые агрегаты ОПЭ1. По заказу Финляндии для VR в 1971 году завод создаёт четырёхосный электровоз Sr1, а по заказу Польши для PKP в 1978 создаётся электровоз ET42. Всего за 1983 год заводом изготовлено 272 электровоза ВЛ80с, 36 электровозов ВЛ80р, 5 электровозов Sr1, 2 электровоза ВЛ85, 26 тяговых агрегатов ОПЭ-1 и 140 комплектов экипажных частей для производства электровозов ВЛ10 на Тбилисском электровозостроительном заводе. По состоянию на 1984 год завод имел свою медсанчасть, несколько здравпунктов, 12 детских учреждений, девять столовых, пять кафе, двадцать семь буфетов, Дворец Культуры, кинотеатр, техническую и художественную библиотеку, 3 спортзала, стадион.

В 1995 году завод прошёл процесс приватизации и получил название Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение «Новочеркасский электровозостроительный завод». Завод потерял заказы и практически обанкротился.

С 2008 года на НЭВЗе возобновлено производство магистральных грузовых электровозов постоянного тока — освоено производство локомотивов 2ЭС4К «Дончак». В 2007 году предприятие получило сертификат на бустерную секцию для «Ермака», и односекционного варианта этого электровоза — Э5К. Ведутся работы по созданию семейства российских локомотивов пятого поколения. Головной разработкой является двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20. В 2007—2015 годах на заводе планируется выпускать до 600 секций подвижного состава в год.

Производственный комплекс завода включает в себя электротехническое, механообрабатывающее, металлургическое, холодно — штамповочное, сборочное и другие виды производства, охватывающие весь процесс изготовления локомотивов. По уровню технологической организации НЭВЗ является ведущим в отрасли. На заводе осуществляется комплекс мероприятий по совершенствованию конструкций электровозов, улучшению технологии изготовления деталей и узлов, применению более прогрессивных материалов и методов обработки.

Система менеджмента качества завода сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и международного стандарта ISO 9001:2008. В сентябре 2012 года система менеджмента бизнеса завода сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS.

Генеральный директором завода с 2005 года является Подуст Сергей Федорович

Официальный сайт завода

Сайт ООО "База отдыха НЭВЗ"

Комментариев: 2 RSS

1 Аноним 06-11-2012 15:30

Кое что из истории - http://terebaev.livejournal.com/4772.html

2 Аноним 26-10-2013 17:24

Здравствуйте. Очень нужен план цеха № 41 для дипломной работы. Спасибо

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

     

  

Если вы уже зарегистрированы как комментатор или хотите зарегистрироваться, укажите пароль и свой действующий email. При регистрации на указанный адрес придет письмо с кодом активации и ссылкой на ваш персональный аккаунт, где вы сможете изменить свои данные, включая адрес сайта, ник, описание, контакты и т.д., а также подписку на новые комментарии.

(обязательно)